Мерил Стрип. Без срока годности

Железная леди Голливуда Мерил Стрип признается, что никогда не рассматривала внешность в качестве козыря. Она уверена: в кино, как и в картах, необходим блеф — сыграть надо так, чтобы зрителям было непонятно, перед камерой красавица или дурнушка. Возможно, именно потому, празднуя 65-летний юбилей, Стрип не заботится о своем «сроке годности». Она востребована и в профессии и в личной жизни.

Актриса шутит, что унаследовала от отца ответственность, постоянный страх за будущее и жуткий пессимизм. Ей бы мамин оптимизм, бесстрашие и жизненную энергию! Менеджер фармацевтической компании Гарри Стрип действительно постоянно переживал за судьбу своих чад, и даже мелкие неудачи родных принимал близко к сердцу. Его же супруга Мэри Вульф, художница по профессии, вынужденная домохозяйка и истинный жизнелюб, предпочитала не обременять себя домашними заботами. На кухне она исповедовала правило: если обед не готов за 20 минут -это не обед. В семье Стрип воспитанию хозяйственных навыков у детей уделялось мало внимания, зато устраиватись музыкальные вечера — отец играл на фортепиано, а Мэри Луиза (еще в шкоте девочка сократила двойное имя до Мерій) солировала. Мама также поощряла увлечение дочери театром и подыгрывала ей в театральных опытах. Я брала бабушкин карандаш для бровей, становилась перед зеркалом и рисовала на лице морщины: хотела почувствовать, как это — быть бабушкой. Мама фотографировала меня. У меня есть эти снимки, и я каждый раз хохочу, когда их рассматриваю, потому что на них я именно такая, как сейчас!» — улыбается актриса.

 

Охотница за ролями

В голливудской тусовке Мерит известна неполиткорректностью в отношении коллег по цеху. Так. в свое время, прослышав, что Мадонна претендует на главную роль в мюзикле Эвита она не удержалась, чтобы заявит Я пою лучше нее. И если она все-таки получит эту роль, я перегрызу ей глотку!»

Вдобавок актриса еще и гроза любой съемочной группы: она шутит, что дизайнеров, художников по костюмам и прочую кино-свиту от нее «кошмарит». И не случайно: за плечами у школьницы, грезившей карьерой оперной дивы, диплом магистра изобразительного искусства Йельского университета,

Мерил не то чтобы боялась кинематографа, она относилась к нему с большой долей снобизма. Полагала, что киношные методы работы оскорбительны для актера. А еще была уверена, что недостаточно красива для большого экрана — толстая, длинноносая и не с такими потрясающими ногами, как у Джессики Лэнг. Сегодня Мерил с улыбкой вспоминает: на пробах в картину «Кинг-Конг» продюсер в ее присутствии, не подозревая, что девушка знает итальянский, обратился к ассистенту: «Зачем ты привел сюда эту страшную блондинистую девицу?» Кстати, роль тогда досталась Джессике Лэнг.

Крестной мамой в кино для Стрип стала Джейн Фонда, с которой та познакомилась на съемочной площадке фильма «Джулия», дебютного для Мерил. «Я чувствовала себя взмокшей от страха и думала только об одном: «Нельзя поднимать руки, иначе все увидят мокрые пятна под мышками!» — вспоминает актриса. — В кино я ничего не понимала, и Джейн Фонда, которая играла главную роль, учила меня всему. Я не знала, для чего делают мелом отметки на полу как нужно двигаться, не понимала даже, что нельзя смотреть в камеру».

Однако талант Стрип критики и режиссеры разглядели с первых работ. Уже через год за роль в фильме «Охотник на оленей» начинающая актриса была номинирована на самые престижные кинонаграды — «Оскар», «Золотой глобус», BAFTA. Драма о судьбах трех друзей, призванных на войну во Вьетнам, стала пропуском в мир большого кино и обернулась личной драмой для Мерил — картина стала последней совместной работой с ее возлюбленным, актером Джоном Казале.

Внешне некрасивый, вспыльчивый и старший Мерил на 13 лет, Казале на момент встречи со Стрип был женат. Познакомились они на репетиции в театре: актриса в тот день пришла в легкой кофточке, а день выдался пасмурным и Джон предложил ей свой пиджак Девушка в ответ пригласила галантного мужчину на ужин к себе домой, и он принял приглашение. В канун старта съемок «Охотника на оленей» врачи поставили Джону страшный диагноз — рак легкого. Он угасал с каждым съемочным днем и умер буквально на руках у актрисы.

Ни интересные режиссерские предложения, ни внимание прессы не стали душевным лекарством для Стрип. Спустя год в поисках новой квартиры она познакомилась с другом своего брата, молодым скульптором Доном Гаммером. Тот собирался в Европу, и актриса поселилась в его мастерской. Когда Дон вернулся, Мерил перебралась в комнатку по соседству, а спустя год они поженились. «Я всегда знала, что семейная жизнь мне понравится, надо было лишь встретить правильного человека, — подмигивает дива. — Знаете, как говорят о человеке: он приверженец такой-то религии. Так вот, я — приверженец семьи».

 

Мужчины ее мечты

В прошлом году супруги отметили 35-ю годовщину совместной жизни. И надо же, именно в канун торжественной даты некий Марк Элиот, автор новой биографии о Джеке Николсоне, во всеуслышание уличил железную леди Голливуда в адюльтере. Элиот утверждает, что во время совместной работы Николсона и Стрип в картинах «Ревность» и «Чертополох» съемочная группа предпочитала обсуждать не рабочие моменты, а отношения актеров. В своей книге он даже цитирует якобы имевшие место угрозы Мерил бросить съемки, потому что она «сыта по горло непрекращающимися сексуальными увертюрами Николсона». Стоит заметить, что на момент съемок оба актера были несвободы: Николсон крутил роман сразу с двумя — Анжеликой Хьюстон и Вероникой Карлайл, а Стрип была замужем.

Впрочем, супруги, чьи отношения прошли испытание временем, никак не отреагировали на провокационные заявления Элиота. Мерил не устает повторять, что бесконечно благодарна мужу, который достойно несет свой крест — известность жены. Сплетни только закалили их чувства, ведь элиотовские сенсации — цветочки по сравнению с тем ушатом сплетен, который обрушился на пару после того, как стало известно о беременности Стрип во время работы над картиной «Чертополох». Тогда только ленивый не предположил, что будущий ребенок — результат напряженных съемок с демоническим Николсоном.

Мерил вообще часто везло делить съемочную площадку с самыми желанными мужчинами Голливуда — Робертом Де Ниро, Джереми Айронсом, Робертом Редфордом, Клинтом Иствудом. На поверку, далеко не все джентльмены вели себя по-джентльменски. Если скупой на похвалы Де Ниро признается, что влюблен в талант Стрип, и сравнивает работу с ней с парным катанием: чем синхроннее, тем лучше, Джек Николсон считает актрису «настолько идеальной, что она может превратиться в священную корову», а Клинт Иствуд открыто сожалеет, что их связывают сугубо рабочие отношения, то Джереми Айронс после выхода картины «Женщина французского лейтенанта» открыто заявил журналистам, что постельные сцены с Мерил были не сыграны, а пережиты по-настоящему… Дива ничего не отрицает. Устала, да и привыкла — с каждым партнером ей приписывали романы, в том числе с Леонардо ДиКаприо и женщинами-актрисами, с которыми по сюжету ее связывали лесбийские отношения.

 

Цветы жизни

У Мерил Стрип три «Оскара», которые она долгое время хранила в доме на самой высокой полке, потому что дети все время норовили с ними поиграть. У пары Стрип-Гаммер четверо детей: сын Генри Вулф и дочери — Мэри Уилла, Грейс Джейн и Луиза Джекобсон. Сыну в ноябре стукнет 35 лет, а младшей дочери на днях исполнилось 23- И хотя позолоченные статуэтки давно сменили место дислокации, звезда признается, что дома по-прежнему ощущает себя «шофером, добытчиком денег и обыкновенной мамой», к чьему мнению не всегда считают нужным прислушиваться и кого любят покритиковать, например, за работы в кино. Когда актриса готовилась к съемкам в мюзикле «Мамма Миа!», ей приходилось практиковаться в пении в гардеробной и пропускать мимо ушей шпильки: «Мама, когда выйдет этот фильм, мы уедем на Аляску, чтобы не видеть твоего позора!»

Отвечая на упреки детей в том, что их мама не следит за модой, актриса пожимает плечами: «Я антигламурна, ведь я дитя 60-х, за модой не слежу.

Для меня что мода, что футбол одинаково безразличны. Я не понимаю, как можно отдать за сумку две тысячи евро? Да я лучше буду носить косметичку в зубах!» — возмущается обладательница «Оскара».

Также спокойно, как к моде, актриса относится и к гонорарам. Складывается впечатление, что Стрип все равно, во сколько оценивается ее талант — главное, чтобы его было к чему приложить. К примеру, за роль в фильме «Дьявол носит Prada» звезда получила пять миллионов долларов, а за роль в спектакле «Мамаша Кураж и ее дети», который два года назад шел на открытой сцене в Центральном парке Нью-Йорка, — ни цента.

В 40 лет Мерил сокрушалась, что получила сразу три предложения сыграть ведьму. Совсем скоро на экраны выйдет фильм «В лес», где она делит площадку с кумиром девичьих грез Джонни Деппом. В картине актриса играет… ведьму. Поющую ведьму. Она как никогда уверена в своих силах и красоте и цитирует Катрин Денев: «В определенном возрасте женщине приходится выбирать — либо лицо, либо фигура». Я выбрала лицо. А остальное… На остальном я сижу. Почиваю… Я свои лавры имею в виду».

Комментарии запрещены.