Дружба сделала нас лучше

Когда я зашла в торговый центр, то мысленно поблагодарила того, кто придумал кондиционер. На улице стояла невыносимая жара, а я, как обычно, оделась не по погоде и была вся мокрая от пота. В такую духоту мне всегда хочется надеть легкую короткую юбочку и открытую маечку, но увы, не могу себе этого позволить из-за полноты. «Или, например, платьице, как у этой женщины, в нем точно не будет жарко», — подумала, с завистью глядя на даму в светлом платье и туфельках на высоких каблуках, идущую легкой походкой мне навстречу. Я инстинктивно выпрямилась и вздернула подбородок, но все равно понимала, что ступаю тяжело. К сожалению, после двух родов здорово поправилась, живот стал как арбуз, появились противные складки на спине. Когда мы почти поравнялись с женщиной, внутри что-то екнуло — я узнала ее.

— Настя, ты?! — воскликнула. — Выглядишь отлично!

— Да-а, я Настя, — она замерла удивленно и посмотрела на меня, слегка нахмурившись.

Странно, что не обрадовалась встрече. Я вот, к примеру, пришла в полный восторг. Мы ведь столько лет не виделись!

— Сколько лет, сколько зим! Ты совсем не изменилась заулыбалась я и отступила назад, разглядывая школьную подругу. Настя, конечно, немного поправилась, но все равно выглядела отлично. Хоть она никогда и не была красавицей, но я не могла не признать, что время ее пощадило. Черты слегка заострились, лицо стало более выразительным, а легкие морщинки вокруг глаз только добавляли ей очарования.

«А мы еще очень даже ничего, — подумала я, стараясь держаться уверенно. — Почти сороковник, а выглядим привлекательно». Однако подруга продолжала смотреть на меня без тени улыбки, она была скорее обеспокоена, чем обрадована.

— Настя, ты что, не узнаешь меня? — спросила я после неловкой паузы. — Все-таки десять лет за одной партой просидели! Это я, Варя! Не помнишь?

— Рыжик, ты, что ж? — Настя удивленно округлила глаза. Ура, она вспомнила мое школьное прозвище! Мне сразу полегчало, а то уж испугалась, что изменилась до неузнаваемости.

— Рыжик, это правда ты? — Настя наконец улыбнулась. – А я тебя не узнала, богатой будешь! — добавила она.- Как дела? Подруга рассматривала меня, но не хвалила. Я даже чуть было не обиделась. Только потом сообразила, что хвалить нечего. Ведь в школе была стройной, как тростиночка, а теперь… Стала в два раза толще. При такой фигуре сложно одеваться модно и элегантно.

— Ну, как видишь, жива. Все хорошо. Муж в порядке, дети уже большие, я работаю…

— А я вот… вернулась в родной город, — с грустью произнесла Настя. — Но как-то непривычно, чувствую себя чужой… А ты после школы так никуда и не уезжала, все время жила тут?

— Конечно. А где же мне еще жить? На загородный дом у нас нет денег. Да и работа у меня здесь, я бухгалтер в ЖЭКе. А ты? Рассказывай! Ты вроде окончила университет в Киеве? Только не помню, какой — медицинский или юридический?

— Медицинский. Я — стоматолог, но сейчас у меня нет работы, огорченно констатировала подруга.

Только теперь я заметила грусть в Настиных глазах.

— У меня в жизни в последнее время много перемен. Переезд… Но что об этом говорить… — вздохнула она и замолчала.

Было ясно, что эти перемены не радостные. Но Настя не хотела об этом говорить, поэтому я спросила:

— Может, где-нибудь посидим? У меня уже ноги отваливаются. О, смотри, — я махнула рукой. — Тут и кафе есть. Пойдем, а? Выпьем кофейку, поболтаем…

— Честно говоря, я спешу, — сказала Настя. — Опаздываю на встречу, так что сегодня поболтать не выйдет. Может, в другой раз… Созвонимся, хорошо?

Мне стало неловко.

-Да, конечно, понимаю, — пробормотала я. — У меня тоже есть дела. Нужно успеть в поликлинику, забрать результаты анализов мужа. Атак было бы хорошо посидеть, вспомнить старые добрые времена… Но ничего, еще встретимся. Мы обменялись номерами телефонов и договорились созвониться в ближайшие дни.

По дороге домой я представляла себе, какой веселой и радостной будет наша следующая встреча с давней подругой. Перед мысленным взором, словно в калейдоскопе, мелькали картинки школьной жизни. Эх, счастливое было время! Мы были полны надежд и ожиданий, строили планы на будущее, влюблялись и делились друг с другом впечатлениями… Иногда я плакалась Насте в жилетку, иногда — она мне, а порой хохотали до слез. Тогда в нашей жизни еще не было проблем, главное хорошо учиться и не доставлять родителям особых хлопот. Не то что сейчас… «Эх, если бы вернуться в прошлое хоть ненадолго!» — вздыхала я, обещая себе, что завтра же позвоню.

Но на следующий день на меня навалилось столько дел, что о звонке вообще забыла. Дальше больше, и головы не поднять. А когда наконец нашла время, то решила, что уже как-то неудобно, раньше надо было. Да и какой смысл звонить? Зачем нам встречаться? Прошлое быльем поросло, прежние времена все равно не вернуть, жить надо здесь и сейчас. О чем, кроме школьных воспоминаний, мы еще можем поговорить? Ведь у нас с Настей теперь нет ничего общего. Мы не виделись двадцать лет. Она — обеспеченная, ухоженная женщина, стоматолог, живет в большом городе, а я… Простая бухгалтерша из ЖЭКа, жена автомеханика. Да еще и располнела так. Куда мне до нее? Ведь Настя меня даже не узнала. А может, только сделала вид, что не узнает? «Не буду навязываться», — решила я.

Прошла неделя, вторая, месяц, я почти забыла о той встрече. И тут вдруг Настя мне позвонила.

— Если ты не будешь против… Если у тебя будет время…-начала она, и я почувствовала, что ей тоже неловко, даже стало жалко бывшую подругу.

— Когда решительно прервала ее. — Давай сегодня вечером? В шесть часов подходит?

Настя, похоже, вздохнула с облегчением.

— Да. Отлично! — сказала она, и мне почему-то показалось, что эта встреча для нее важна.

Я ужасно переживала, думала, как все пройдет. Ведь, честно говоря, не часто хожу в кафе с подругами. Муж, дети, работа, был не до развлечений, в общем-то. Предупредила Богдана, что вернусь, скорей всего, поздно и ужин он себе должен разогреть сам.

— Идешь на свидание пошутил супруг. — Неужели моя жена завела любовника?!

— Я же рассказывала тебе, что не так давно встретила школьную подругу. Настю, помнишь ее? Мы в одном классе учились.

— Не помню, — Богдан слегка нахмурился. — Не проще ли было пригласить ее к нам?

— Ты еще успеешь ее очаровать, — рассмеялась я. — Но всему свое время, пока рано.

Настя пришла в красивом узорчатом платье, пышные ухоженные волосы были распущены, косметика, судя по всему, дорогая… Мы устроились за столиком уличного кафе и разговорились. Вернее, Настя в основном слушала, а вот я разошлась. И заметить не успела, как рассказала ей всю свою жизнь. Окончив школу, вскоре забеременела и вышла замуж за Богдана. А подруга уехала в Киев и поступила в медицинский. Я воспитывала двоих сыновей, работала, несколько лет ухаживала за прикованной к постели мамой… Потом похоронила ее и долго не могла прийти в себя после потери. А через год после маминого ухода тяжело заболел свекор. Свекровь была не в состоянии справляться с ним, и опять все легло на мои плечи…

— Да уж, — вздохнула Настя, когда я закончила рассказ. — Нелегко тебе пришлось. И как только ты все это выдерживала… Я вряд ли вынесла бы такое…

— А что делать, такова жизнь… — ответила я. — И ты выдержала бы, никуда бы не делась. Семья-это главное, подружка. Но и без работы не обойдешься, зарплаты мужа всегда не хватало. Поэтому пришлось окончить бухгалтерские курсы и устроиться работать в ЖЭК. Теперь-то нам уже легче, мальчики выросли, уехали учиться в Киев, причем оба на бюджет поступили! — с гордостью сообщила я. — Мы с Богданом живем вдвоем. Мальчишки только на каникулы приезжают.

— Ты счастлива? — спросила Настя.

— Хм… Как-то не задумывалась об этом. Хотя… Да, счастлива. У меня все есть. А кое-чего даже многовато, — расхохоталась я, выразительно оглядев свои пышные формы. — Но что мы все обо мне да обо мне… У тебя-то как? В прошлый раз ты упомянула о переменах. Расскажи!

Настя опустила глаза, потянула глясе через соломинку, потом отодвинула фужер. Видно было: она не знает, что сказать, или не решается говорить правду. Я поняла, что перемены в ее жизни действительно не радостные. С другой стороны, раз она сама позвонила, значит, была готова к моим вопросам.

— Сын уехал учиться в Англию… — начала подруга.

— Так ведь это здорово! — улыбнулась я.

— И женился на ней. И это уже не смешно…

— Значит, он идиот, — сразу поставила я диагноз (мне было так жаль подругу, аж сердце заболело). — Ой, прости… — извинилась тут же. — Просто трудно сдержаться.

— А я не обижаюсь, — сказала подруга, удивленно взглянув на меня. — Пожалуй, ты права. Но только отчасти.

— Ну, не знаю. Раз бросил такую интересную женщину, то…

— Это да, — наконец-то на лице Насти появилась улыбка. Но тут же ее глаза снова стали грустными. — Он скорее пройдоха. Ловкий мерзавец! У него есть все, а я осталась ни с чем. Я совершенно не понимала, о чем она. Сама никогда не думала о разводе и знала, что муж тоже меня не бросит. Ведь мы с ним не просто супруги, мы друзья, самые близкие люди и не представляем себе жизни друг без друга. Да и вообще я считаю: если уж выходить замуж, то навсегда. Но не у всех так получается, увы… У Насти вот не вышло…

— В общем, не буду тебе рассказывать всего, что пережила во время развода и дележки имущества… Наша общая фирма досталась ему, машина и загородный дом тоже. Я получила только квартиру. И это надо считать большой удачей. Он ведь юрист, все входы и выходы знает, а закон для таких — что дышло, — Настя тяжело вздохнула, помолчала, потом продолжила: — Увы, у большой любви порой бывает печальный конец. Годами я жила, как он хотел. Одевалась с иголочки, презентабельно выглядела, водила знакомство только с теми, с кем нужно было, ходила лишь туда, куда следовало. Даже думала так, как хотел муж. Не отдавала себе отчета в том, как мало было меня самой во всем этом. Многие наши общие знакомые отвернулись от меня, им выгоднее иметь дело с моим бывшим. Даже те, кого я считала друзьями. Во время развода я поняла, что мне и выплакаться-то некому… — одноклассница задумалась.

— Поэтому ты вернулась сюда, — подытожила я.

— Да, я открываю новую страницу жизни, — она посмотрела на Р

, меня так, будто вдруг очнулась. — Хочу начать с чистого листа. Теперь я поняла, почему Настя не захотела разговаривать при первой встрече и почему она все же решилась мне позвонить позже. Тяжело говорить о таких проблемах, но если не с кем поделиться еще тяжелее. Сейчас я была для нее единственной опорой. -А твой сын? — спросила я.

— Муж отправил Игоря учиться в Англию, чтобы он не смог помешать нашему разводу. Я ужасно одинока, Рыжик… — от этого детского прозвища на сердце у меня стало тепло. — В Киеве рядом не было ни одной родной души. Вот и решила вернуться сюда, к родителям. Только с ними не хочу говорить о своих неприятностях, им и так тяжело: болеют оба вздохнула подруга. — Просто чудо, что встретила тебя в торговом центре…

— Конечно! Для начала мы вместе» отомстим твоему бывшему мужу, — пошутила я, чтобы немного разрядить напряженную атмосферу. — Помнишь, как мы в третьем классе отомстили Петьке за то, что он подставил нас перед училкой? Помнишь? Настя рассмеялась, и я вдруг почувствовала, как мои напряжение и скованность уходят. Подруга тоже расслабилась. Мы вспоминали школьные годы, шутили, хохотали, как будто и не было этой двадцатилетней разлуки.

— Придешь к нам на день рождения моего мужа спросила я, когда поздно вечером мы прощались.

— Я ведь совсем его не знаю, а это будет семейный праздник… — колебалась Настя.

— Глупости! В этот день приходят друзья. Так что приходи, заодно и с Богданом познакомишься. Подруга согласилась прийти в субботу, и меня это очень порадовало. И лишь потом я сообразила, что столичной даме, привыкшей жить на широкую ногу, наша компания может не понравиться. Ведь мои сотрудники и близкие — люди простые, звезд с неба не хватают, связями в высших сферах похвастаться не могут, почти все со средним образованием… А она из другого общества… «Не стоит заранее волноваться. Как будет, так и будет», — успокоила я себя.

Два дня я готовила: жарила и тушила мясо, пекла пироги, резала салаты… Всегда считала, что праздничный стол должен ломиться от угощений, иначе что это за праздник? Пригласить людей и отпустить голодными? Нет, это не по мне! А в этот раз тем более нельзя было ударить в грязь лицом — ведь Настя будет у нас. Подруга онемела, увидев все, что я наготовила.

— Ждешь много народу? — спросила она.

— Максимум десять человек, улыбнулась я и провела ее в комнату, где муж со своим братом уже ждали гостей. — Это Настя, представила подругу. — А это Богдан и его брат Иван. Настя произвела на них впечатление. Ни одна из моих знакомых ровесниц не выглядела так хорошо, как она. Мужички, похоже, даже оробели, сидели какое-то время молча, словно языки проглотили. А когда пришли в себя, не поскупились на комплименты. Похоже, гостье это понравилось. Несколько часов спустя, когда она помогала мне относить на кухню пустые тарелки, я спросила подругу:

— Ну как тебе?

— Все отлично, Рыжик, — ответила она искренне.

Настя выглядела расслабленной и довольной. Она будто сбросила маску, которая была на ней в день нашей первой встречи. Подруга пила, ела, танцевала и громко смеялась вместе со всеми. Она і не изображала из себя аристократку, не вела себя высокомерно. И всем понравилась.

— Классная у тебя подружка, резюмировал Богдан, когда гости разошлись. — Надеюсь, она будет приходить к нам чаще.

— И я надеюсь, — улыбнулась я мужу.

Настя действительно заглянула к нам через пару дней.

-Я нашла работу, — глаза подруги блестели. — Здесь, в частной стоматологической клинике. Не хочу возвращаться в Киев, не хочу опять вспоминать все, что связано с разводом. Ни к чему.

— Ну и отлично, — порадовалась я, расставляя на столе чашки для чая и тарелки для пирога. — Стоматолог всегда найдет работу, ведь всем хочется иметь здоровые и красивые зубы.

— Рыжик, а давай отпразднуем это! Пойдем в субботу в спа-салон! Я тебя приглашаю.

— Может, лучше просто где-то посидеть, выпить, покушать… – сказала я. — В общем, отпраздновать как полагается. И поплясать можно. Ты ведь любишь это и умеешь, так хорошо в последний раз танцевала с моим деверем…

Настя взглянула на меня обеспокоенно.

— Ой, я, наверное, позволила себе лишнее… — вздохнула она, переводя взгляд на окно. — Прости, пожалуйста!

— Да брось ты! Наоборот, здорово! Если уж веселиться, так по полной. Я была так рада, что ты наконец расслабилась! И всем гостям ты очень понравилась.

— Ты думаешь? — Настя неуверенно посмотрела на меня.

— Насколько помню, ты еще в старших классах любила вечеринки. Что случилось? Разве мы так уж сильно изменились?

— Наверное, я все-таки изменилась, — сказала Настя. — Кроме того, твой деверь…

— Он в разводе, поспешила сообщить я. Уже давно не видела его в таком хорошем настроении. Это значит…

— Так как насчет спа? — внезапно покраснев, перебила меня подруга, меняя тему. — Идем в субботу? Массаж, сауна, биопроцедуры. .. Тебе понравится, вот увидишь. Иногда и собой следует заняться, а не только домом и семьей.

Я согласилась, никогда еще не была в спа-салоне. Раньше казалось, что это какая-то ерунда исключительно для богачей. Субботнее утро мы провели в джакузи. Теплая ванна с пузырьками прекрасно расслабляла, мы с Настей болтали без умолку. -Ты любишь своего мужа, она сказала это скорее утвердительно, чем вопросительно. — И ты по-своему счастлива. Завидую тебе, Рыжик.

— Скорее я должна завидовать, Настюша, улыбнулась я. — Ты получила отличную профессию, хорошо обеспечена, повидала мир, многое пережила. А я — как курица на насесте. Хотя, конечно, и Богдана люблю, и детей, и дом свой. Но карьеры так и не сделала. И уже не сделаю.

— Да ну ее, эту карьеру.. Видишь, чего это все стоит. Муж разлюбил меня, и все пошло к чертям.

— Это временные трудности. Ты справишься, вот увидишь. И еще выйдешь замуж. Нет смысла скучать по такому мерзавцу. После джакузи мы отправились на массаж. Прямо в белых махровых халатах шли по коридору. Вдруг я увидела, что нам навстречу идет странная пара. Две женщины: одна — подтянутая, с легкой походкой, а вторая здоровенная баба, да еще ноги переставляет как колоды — бух, бух… Я уже хотела было показать Насте, как смешно те две дамы смотрятся вместе, но вдруг поняла, что эта парочка — мы с ней, отраженные в зеркале в конце коридора! Господи, а я еще говорила, что мы не сильно изменились за прошедшие годы! Только теперь до меня по-настоящему дошло, что ни одна школьная подруга не узнала бы меня. Если бы я тогда, в торговом центре, не представилась, Настя могла бы принять меня за сумасшедшую, цепляющуюся к прохожим. А ведь после школы я весила пятьдесят пять килограммов!

Все это испортило мне настроение. Последующие процедуры уже не радовали, а массаж показался настоящей мукой.

— Ты плохо себя чувствуешь? — спросила Настя, заметив, что что-то не так. — Нет, что ты! Все хорошо, — заверила я. Не могла же признаться, что хоть и очень хорошо к ней отношусь и благодарна за прекрасный день в спа-салоне, но рядом с ней чувствую себя отвратительно, потому что она стройна и подтянута, а я — обрюзгшая тетка. И когда мы вместе, это особенно заметно на ее фоне. Вечером, заедая пирожками с повидлом свое испорченное настроение, утешала себя, думая так: «Никто, кроме врача, никогда не требовал от меня, чтобы похудела. Я такая, какая есть, и муж любит меня такой. А я обожаю готовить и поглощать приготовленное. Кроме того, стол на кухне — это сердце нашего дома, и каждого, кто за него садится, надо досыта накормить». Однако настроение оставалось паршивым. Я ведь не слепая, вижу, что сильно изменилась и эти лишние килограммы меня старят.

Тем временем Настя приготовила для меня очередной сюрприз. -Пойдем завтра бегать в парке? — спросила она однажды. — Посмотри, какая хорошая погода, надо пользоваться моментом.

— Ой, да брось, — рассмеялась я. — Я и бег! Это же новый анекдот! Такое просто невозможно!

— Возможно или нет, зависит от тебя, Рыжик. А мне нужна компания. Соглашайся! упорствовала подруга. — Это будет скорее прогулка, чем тренировка, не бойся. Ну что, пойдешь со мной?

Я боялась, что нас может кто-то увидеть. Но Настя сумела меня убедить, и уже на следующее утро мы потихоньку бежали вдоль аллеи городского парка. Несмотря на невысокий темп, у меня очень быстро появилась отдышка.

Комментарии запрещены.