Какой вопрос задать ребенку, чтобы получить ответ?

Как с помощью самых обычных вопросов узнать, как у ребенка дела в школе. Самый простой и доступный способ узнать об этом — спросить у сына или дочки. Но! Как часто на вопрос «как там в школе?» родители слышат подробный и развернутый ответ? Да почти никогда. Тому может быть много причин.

Первая. Ребенок не умеет рассказывать (особенно это касается младших школьников). Он не очень понимает, что вы хотите услышать, что вас интересует, что важно.

Вторая. Ребенок опасается негативной реакции. Это не значит, что он сделал что-то плохое — он может бояться услышать замечания в свой адрес или неодобрение. Это больше свойственно подростковому возрасту, когда право набивать свои шишки приобретает особую значимость, а мнение родителей особенно трудно принять. Подобная ситуация возникает, если школа — область напряжения, например, есть проблемы с успеваемостью или поведением. И тогда ваши сын или дочь будут стараться по минимуму затрагивать неприятную тему.

Третья. Ребенок не верит, что вам это интересно. Вы мимоходом спрашиваете, он формально отвечает, «галочки» с обеих сторон расставлены.

Поэтому, прежде чем решить, что хотите узнать (и соответственно, о чем и как будете спрашивать), стоит задуматься, как создать атмосферу, в которой ребенок захочет и сможет рассказать о своей жизни в школе.

Начну в обратной последовательности.

Первое. Любому человеку важно, чтобы его слушали и воспринимали всерьез.

Если не хотите получать формальные ответы, не задавайте формальные вопросы. Нет времени, сил, желания слушать — не спрашивайте. Лучше спросить один раз, когда вы внимательны и вам действительно интересно, чем семь раз на бегу. Это совсем не значит, что нельзя поговорить по пути из школы, на прогулке.

Второе. Если хотите узнать про школьную жизнь ребенка, ограничьтесь (в данный момент времени) именно этой задачей — она довольно обширна и важна. Не стоит совмещать ее с воспитанием, обучением, развитием.

Ситуация № 1. Мама спрашивает:

— А что вы сегодня новенького проходили?

— Таблицу умножения, — отвечает сын.

— И что ты запомнил?

— Умножение на три.

— И сколько будет трижды восемь? А трижды шесть? Забыл? Ну как же так!

Ситуация № 2. Мама спрашивает, что мальчик делал на перемене. И выясняется, что он бегал, носился, толкнул и сбил с ног девочку. Мама тут же начинает его отчитывать.

Естественно, после таких реакций родителей детям вряд ли захочется делиться подробностями школьной жизни. Однако и в первом, и особенно во втором случаях никак не отреагировать маме было бы довольно трудно. Но можно это сделать по-разному.

В первом примере все просто: мотивацию надо всячески поддерживать: «И что ты запомнил? Здорово! Молодец! Забыл? Ничего, ты же только начал учить, скоро вся таблица будет от зубов отскакивать».

Во втором важна чуткость и ясность. Например: «Она, наверное, испугалась. Девочки такие хрупкие создания!». И если ваш парень радостно уверяет: «Да ничего страшного, встала и пошла», можно прокомментировать: «Знаешь, когда меня кто-то нечаянно толкает, мне важно, чтобы он извинился, как-то поддержал, если нужно».

И, наконец, в-третьих. Если вам интересно узнать больше конкретных моментов, задавайте больше конкретных вопросов, которые требуют развернутых ответов. Например, про учительницу можно спросить: «Как тебе кажется, какое у нее сегодня было настроение? А почему ты так решил? А бывает она сердитая, и что она тогда делает, говорит? А когда она радостная? Часто такое бывает? Какие ее любимые слова? Как она к вам обращается? Смеетесь ли вы на уроках? Над чем?»

И про одноклассников вы можете многое понять, спрашивая: с кем играет на переменах ваш сын или дочь? Во что они играют? Есть в классе дети, с которыми они совсем не общаются? Есть ли кто-то, с кем никто не разговаривает? Почему? Кого из класса им хотелось бы пригласить на день рождения? С кем сходить в кино?

Конечно, имеет значение, какие вопросы вы будете задавать, но еще большее значение имеет атмосфера, в которой ребенку захочется вам рассказать о своей жизни.

Комментарии запрещены.