Не получается похудеть? Почему нельзя есть творог на ужин

Вместе с появлением в обиходе понятий «здоровый образ жизни» и «правильное питание» и с легкой руки их не всегда образованных поклонников стали распространяться и мифы о ПП и ЗОЖ. Некоторые оказались живучими: так, худеющие активно используют продукты с отрицательной калорийностью, детокс-программы, да и похудение с творогом на ужин мало кого смущает. Давайте разберемся с этими и другими мифами о правильном питании и поймем, почему не удается добиться результатов похудения.

Миф 1. Дробное питание для похудения
Ставлю этот миф на первое место. Почему? Да потому что десятки раз чуть не плакала вместе с моими набравшими вес пациентками, которые пошли «худеть» в зал и послушали мускулистого тренера с его рекомендациями есть пять-шесть, а то и семь раз в день. И обязательно творог в 22 часа!

Вкупе с недостаточной физической нагрузкой (а «начинашки» достаточную и не потянут) и самообманом: «Я же занимаюсь, все на тренировках сгорит», девушки впихивали в себя еду, зачастую не задумываясь вообще, голодны они сейчас или нет.

Миф 2. Для похудения — творог на ужин
Ознакомившись с предыдущим мифом, вы, вполне вероятно, могли заподозрить меня в ненависти к творогу. И зря, очень я его люблю, как и все кисломолочные продукты. Никогда не отказывайтесь от них, если на то нет веских причин. И творог, пожалуйста, выбирайте нормальной жирности, а не 0% всего, включая пользу для организма.

Однако, вопреки распространенному мнению, есть этот продукт на ужин — не самая лучшая идея, если вы хотите снизить или удержать вес. Здесь надо вспомнить о том, что вся съеденная нами пища влияет на гормональный фон.

Гликемический индекс нежирного творога достаточно невысокий, всего 30, а вот инсулиновый индекс равен 120. То есть в четыре раза выше! Да, творог не поднимает уровень глюкозы крови, но поджелудочная железа моментально реагирует на поступление в организм этого продукты выбросом инсулина, который становится еще выше, если съесть творог с фруктами.

На эту тему проведено очень много исследований. Кстати, их результаты подтвердили также, что единственный молочнокислый продукт, не вызывающий интенсивного отклика инсулина, — это сыр.

К чему же приведет творожный ужин? Повышенная выработка инсулина дает организму сигнал запасать жир и лишает возможности естественным путем сжигать его, блокируя работу главного жиросжигающего фермента липазы (отвечает за высвобождение и разрушение жиров), а также соматотропина, одного из важнейших «гормонов стройности» (помогает снизить отложения подкожного жира, усилить его сгорание и увеличить соотношение мышечной массы к жировой). Пик выработки соматотропина приходится на ночное время. Так зачем же спортсмены пьют казеин именно на ночь? Ну, или заменяют его творогом, который, как считают многие, тот же казеин?

Давайте разбираться. Казеин — один из основных белков молока, сыров, творога и других молочных продуктов (содержание в коровьем молоке — 78–87% от всех белков). Содержит все незаменимые аминокислоты и поэтому является важным пищевым белком. Является богатым источником доступного кальция и фосфора.

Из-за сбалансированности аминокислотного состава и легкой усваиваемости выделенный из молока казеин часто выступает основой питания атлетов, однако из‑за довольно медленного расщепления в желудке его прием целесообразен в длительные периоды покоя между тренировками, например, на ночь.

Итак, казеин пьют настоящие спортсмены, люди, которые действительно серьезно строят свое тело. Кроме того, ошибочно считать творог медленным белком из‑за входящего в его состав казеина. На самом деле доля казеинового белка в твороге составляет около 50%, остальной белок быстрый, легкоусвояемый.

Молоко и молочные продукты имеют высокую питательную ценность в значительной мере благодаря казеину. В пищеварительном тракте человека под действием ферментов желудка казеин выпадает в осадок, который дольше задерживается в организме и очень медленно усваивается.

Днем, как правило, мы гораздо более активны: работаем, тренируемся, занимаемся домашними делами, также ускорены и обменные процессы. Творог, таким образом, как комплексный протеин (и медленный, и быстрый), будет очень в тему.

К вечеру организм готовится ко сну, включаются соответствующие механизмы регуляции и замедляются обменные процессы. Так что если вы не набираете вес, а стремитесь похудеть, если у вас нет лактазной недостаточности или индивидуальной непереносимости, ешьте творог и другие молочные продукты в течение дня, но не на ужин и не на ночь.

Миф 3. Детокс для похудения
Ну признайтесь, пробовали хоть раз применить детокс-меню, чтобы изгнать из организма шлаки, токсины, аллергены и прочих «неведомых зверей»? Адепты этой системы считают, что к тридцати годам в организме любого человека накапливается критическая масса ядовитых веществ, с которыми естественный механизм самоочищения не может справиться из‑за обилия сахара, ненатуральной пищи, алкоголя, малоподвижного образа жизни, стрессов и плохой экологии.

Детокс называют «генеральной уборкой», отсылая доверчивых клиентов аж в XIX век, к опыту австрийского доктора Феликса Майра, к которому со всей Европы съезжались, чтобы получить «чудо-лечение»: витаминную диету, лечебную физкультуру, массаж, водные и физиопроцедуры. Именно на системе Феликса Майра основываются сегодня многие методики детокса, который якобы дает легкость, ощущение здоровья, сияющую кожу, налаживает стул и заставляет жизнь играть новыми красками.

Несмотря на то что само слово «детокс» звучит по‑медицински и внушает доверие, детокс-программы не имеют ничего общего с наукой. Медицинский словарь сообщает, что детоксикация — это процесс, при котором токсические вещества удаляются с обрабатываемой поверхности или происходит их нейтрализация.

Или, второе значение, процесс очищения организма больных в опасном состоянии, причиной которого стала передозировка наркотиков, алкоголя, ядов (например, тяжелых металлов). Такое лечение осуществляется только в больнице, и понятно, что здесь применяются медикаменты, а не соки и супы.

С точки зрения физиологии и анатомии утверждения о способности детокс-продуктов выводить из организма шлаки и токсины абсолютно ложны. Конечно, волокна фруктов и овощей, их витаминно-минеральный состав полезны для человека. Но по своим «очищающим» возможностям они не могут сравниться с нашим организмом, сотворенным как идеальная самоочищающаяся машина, где ежедневно в этом процессе задействован каждый орган.

Волосы в носу и слизь в легких отфильтровывают вредные вещества, такие как пыль и бактерии. Печень вырабатывает ферменты, которые преобразовывают токсичные вещества в менее вредные. Почки устраняют многие токсичные вещества, которые растворимы в воде. Они поглощают их и выделяют все ненужное с мочой в течение нескольких часов, чтобы предотвратить их накопление. Суровые условия желудочно-кишечного тракта нейтрализуют многие поступающие вредные бактерии.

Перечислять все защитные механизмы можно долго. Но это не соки! Не супы! И не любые другие новомодные продукты!

Думается мне, что популярность детокса обусловлена именно обещанием быстрой потери веса. На старте 2000‑х, когда миром правил гламур, по крайней мере, миром молодых девчонок, конечно, очень многим хотелось иметь ножки-палочки, ручки-веточки и выпирающие ключицы, чтоб лямки сарафана болтались на них, как на вешалке.

Детокс казался отличным вариантом. А что, пьешь себе сок, и килограммы улетают. Правда, не за счет «вредных веществ в организме», а за счет очень нужных мышц, ведь поступление белков и жиров на такой диете резко сокращается, равно как и общая калорийность рациона. Отсюда эта «легкость», которой так поначалу все рады, пока на смену не приходят слабость, чувство усталости и проблемы с желудочно-кишечным трактом.

Программы детоксикации не предусматривают поступления сколько‑нибудь достаточного количества витаминов и минералов, важных для работы и восстановления организма, таких как витамин B12, витамин D, кальций, железо, цинк и омега-3 жирных кислот. Такие диеты часто нарушают процессы регуляции сахара в крови и вызывают дисбаланс электролитов.

Не верьте псевдоисследованиям про пользу «чистки организма» детокс-соками или супами. Они проводились на ограниченном числе испытуемых, отчеты опираются на их самоощущения, измерения регистрировались качественные, а не количественные — все это не позволяет рассматривать эти исследования всерьез.

Хотите, чтобы организм был чистым? Не мучайте его сомнительными диетами — откажитесь от мусорной еды, алкоголя и сигарет, пейте простую воду, начните вести подвижный образ жизни, и вы сбережете не только здоровье, но и кучу денег.

Миф 4. Продукты с «отрицательной» калорийностью
Что б такого съесть, чтобы похудеть? Несмотря на абсурдность самой постановки вопроса, очень многие продолжают наивно верить в миф о продуктах с «отрицательной» калорийностью, то есть таких, на усвоение которых тратится больше энергии, чем содержится в самих продуктах. В этом смысле чудеса, мол, творят сельдерей, огурцы, капуста, яблоки и некоторые цитрусовые.

А теперь скажите, вы серьезно думаете, что, съев за день смесь вышеперечисленных продуктов общей энергетической ценностью 1600 ккал, израсходуете за это же время на их переработку, положим, 2000 ккал?

Так вот, продуктов с отрицательной кало¬рийностью на свете нет. Их существование не подтверждается наукой. Управление по санитарному надзору за качеством пищевых продуктов и медикаментов США (Food and Drug Administration) прямо высказывается, что никакая пища не может называться низкокалорийной и не должна продаваться под такими ярлыками.

На процесс питания, который включает в себя жева¬ние, переваривание пищи, расщепление на глюкозу, аминокислоты, минералы и прочие элементы, всегда тратится энергия. Ровно столько, сколько нужно организму, чтобы усвоить определенный продукт. Это называется «термический эффект пищи». В среднем на него мы тратим от пяти до десяти процентов от суточных энерготрат.

Мы можем ускорить обмен веществ примерно на 5%, выбирая продукты, которые усваиваются с большим трудом, и затрачивая на их переваривание от 90 до 300 ккал в зависимости от уровня основного обмена. Почему так негусто?

Смотрите, меньше всего калорий тратится на переваривание жиров: от 0 до 5% от полученной от них энергии. Считай, сколько съели, все ваше. На переработку углеводов во время еды тратится 5–15% энергии. На пе¬реваривание белков организму потребуется 25–30% от той энергии, которую он от них получает. При этом при употреблении белковой пищи повышенный расход энергии продолжается дольше, чем при употреблении углеводов.

Соответственно, «выгоднее» всего съесть, к примеру, говяжий стейк, а не салат из огурцов и сельдерея, после которого желудок потребует подкрепиться уже через полчаса-час. Но в любом случае мы можем потратить на переваривание пищи максимум 30% полученной из нее энергии, а не все 100% или даже больше, как нам обещают сторонники гипотезы «отрицательной» калорийности.

Помню до сих пор круглые глаза одной пациентки, которая, впервые в жизни сходив в спортзал, потом эмоционально жаловалась: «Вы представляете, сорок минут я мучаюсь на этой беговой дорожке, будь она неладна, и всего то минус сто тридцать килокалорий!». Конечно, оттого так приятна сторонникам теории «отрицательной» калорийности перспектива не скакать взмыленной лошадью на фитнесе, а лежать на диване, похрумкивая огурцом и сельдереем. Но… увы: чтобы убрать жир, надо хорошо поработать. И чем больше жира в организме человека, тем меньше будет термический эффект.

Комментарии запрещены.